Почитать:

Айсберг Тауматы

Без оружия

В стране водяных

Второе Средиземье

Пепел бикини
Пепел бикини 2

Сокращённый пепел бикини

День Триффидов
День Триффидов 2

Звери у двери

Жук в муравейнике

Летающие кочевники

Машина желаний

Мир иной

Бататовая каша

Ковролин

Огненный цикл

Пионовый фонарь

При попытке к бегству

Саргассы в космосе

Семейные дела

Совсем как человек

Трудно быть рэбой

Старые капитаны

Хорек в мышеловке
Хорек в мышеловке 2

Христолюди

Четвертый ледниковый период

Экспедиция тяготение

Экспедиция на север

Частные предположения

Мы живем хорошо!

За стеной

Камни у моря

Тройка семёрка туз

Детская

Психтеатр

А и Б

Живые трупы

Лиола

Диктаторы и уроды

Император Иван

Старый обычай

Продавец органов

Пальто из пони

8 комедий


RSS

Стругацкие предсказали Джона Картера ?

Лидер российского кинопроката — и один из самых зрелищных фантастических блокбастеров ever — «Джон Картер» исподволь увиливает от главной идеи, заложенной автором книги-прототипа. Зачем идеи, если есть поп-корн?!

Режиссер — Эндрю Стэнтон
В ролях — Тейлор Китч, Линн Коллинз
Сюжет — Ветеран Гражданской войны в США Джон Картер против своей воли оказывается на Марсе, где попадает в плен к воинственным четырехметровым туземцам. Картеру предстоит не только спастись самому, но и спасти принцессу Дею Торис с Гелиума.

Ветеран Гражданской войны Джон Картер при помощи таинственного медальона телепортируется на Марс, атмосфера на котором не только оказывается пригодной для жизнедеятельности чужеродного местной фауне организма, но и наделяет землянина сверхспособностями. Далее, конечно, выясняется, что и на Красной планете живут гуманоиды, которым не чужды такие чисто земные понятия, как любовь, ненависть, чувство товарищества и долг.

Предъявлять обвинения в неправдоподобности и изрядной комиксовости диснеевскому блокбастеру «Джон Картер» так же глупо, как пытаться оспорить фантазии Артура Кларка и Стэнли Кубрика по поводу жизни в отдаленных уголках Вселенной. Фантазия решает все. Литературную основу блокбастеру Эндрю Стэнтона подарил небезызвестный «отец» Тарзана Эдгар Райс Берроуз, творивший еще в начале XX века. Разумеется, несколько утопические представления о жизни Красной планеты не могут конкурировать с современными знаниями, да и не должны. Цикл «Хроники Марса», куда входит и книжная мать «Картера» «Принцесса Марса» — классический pulp-fiction американской литературы. В своем большинстве эти книги рассчитаны на массового читателя любящего игры многопользовательские, предпочитающего не раздумывать над научными фактами, а получать чистое удовольствие от лихо закрученных сюжетных перипетий.

Учитывая, что потребности современной аудитории снова свелись к базовым функциям, морально устаревшие книжки обретают современное звучание. Впрочем, Стэнтону («В поисках Немо», «ВАЛЛ-И»), для которого «Картер» является дебютом в игровом кинематографе, явно негде развернуться – придуманный Берроузом мир довольно тесноват для широкомасштабного зрелища. Поэтому режиссеру приходится развлекать публику талантами супергероя Картера, способного в одиночку раскидать целую армию и раз за разом подпрыгивать в небеса.

Для любителей фантастики постарше в картине присутствует мотив архитекторов вселенной, незримо следящих за развитием земных и внеземных цивилизаций. Ничего не напоминает? Да-да, это почти прогрессоры Стругацких! Их присутствие позволяет примириться с хаотичностью картины, где все постоянно куда-то бегут, сражаются или мигрируют по планете косяками. При этом некоторые кадры отчетливо напоминают нарезку ранее вышедших блокбастеров, но за это «Джона Картера» как раз и не хочется ругать — спецэффектами сейчас мало кого удивишь. Настораживает совсем другое.

Для Берроуза, при всей желтизне его творений, марсианский цикл обладал неким механизмом компенсации памяти. Джон Картер был его дядей, а погибший на полях сражений Первой мировой войны поклонник таланта писателя Улисс Пакстон оживал на Красной планете, чтобы продолжить свой славный путь. Для создателей фильма (а диснеевцы давно бредили экранизацией) это — всего лишь мимикрия без осмысления. В новых реалиях кино и вовсе меняет окрас (как неожиданно посиневший главный герой). За ненужностью дидактики и неуместности ностальгии фильм отчетливо педалирует тему виртуальной оторванности. Еще бы, лучше быть полубогом на Марсе, чем вечным воякой и неудачливым искателем сокровищ на Земле. Пестуемая Диснеем публика, наверняка, оценит и воспримет такой современный месседж. Вспоминать не нужно, это лишний груз ответственности. Лучше убегать, чтобы никто не догнал.

Опубликовано 21 марта 2012



Похожие публикации:
  • Пермской аномальной зоне посвятили фантастический роман
  • Кому дают нобелевскую премию по литературе?
  • «Король Артур» от Толкина
  • День рождения Бориса Страцкого
  • Трудно быть гадкой улиткой на склоне обочины в субботу

  • Новое на сайте:

    Оставить комментарий