Почитать:

Айсберг Тауматы

Без оружия

В стране водяных

Второе Средиземье

Пепел бикини
Пепел бикини 2

Сокращённый пепел бикини

День Триффидов
День Триффидов 2

Звери у двери

Жук в муравейнике

Летающие кочевники

Машина желаний

Мир иной

Бататовая каша

Ковролин

Огненный цикл

Пионовый фонарь

При попытке к бегству

Саргассы в космосе

Семейные дела

Совсем как человек

Трудно быть рэбой

Старые капитаны

Хорек в мышеловке
Хорек в мышеловке 2

Христолюди

Четвертый ледниковый период

Экспедиция тяготение

Экспедиция на север

Частные предположения

Мы живем хорошо!

За стеной

Камни у моря

Тройка семёрка туз

Детская

Психтеатр

А и Б

Живые трупы

Лиола

Диктаторы и уроды

Император Иван

Старый обычай

Продавец органов

Пальто из пони

8 комедий


RSS

КАК ИМ БЫЛО ВЕСЕЛО

Айзек Азимов

КАК ИМ БЫЛО ВЕСЕЛО

(пер. — А. Стругацкий)

   Марджи тогда даже записала об этом в свой дневник. На странице с заголовком «17 мая 2157 года» она написала: «Сегодня Томми нашел самую настоящую книгу!»

   Это была очень старая книга. Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге.

   Они переворачивали желтые хрупкие страницы, и было ужасно забавно читать слова, которые стояли на месте, а не двигались, как им положено, — ну, вы сами знаете, на экране. И потом, когда они переворачивали страницы назад, там были те же самые слова, что и раньше, когда они читали в первый раз.

   — Ну вот, — сказал Томми. — Сплошное расточительство. Книгу ведь, наверное, выбрасывали, когда прочитают. А на нашем телеэкране прошло, должно быть, миллион книг, и пройдет еще столько же. Уж экран-то я ни за что не выброшу.

   — Я тоже, — сказала Марджи. Ей было одиннадцать лет, и она видела гораздо меньше телекниг, чем Томми. Ему было тринадцать.

   — Где ты ее нашел? — спросила она.

   — В нашем доме. — Он показал рукой, не поднимая глаз, потому что был погружен в чтение. — На чердаке.

   — А про что она?

   — Про школу.

   — Про школу? — с презрением сказала Марджи. — А чего про нее писать-то? Ненавижу школу.

   Марджи всегда ненавидела школу, а теперь ненавидела, как никогда. Механический учитель давал ей по географии контрольную за контрольной, и Марджи делала их все хуже и хуже, и тогда мама грустно покачала головой и послала за Районным Инспектором.

   Это был маленький круглый человек с красным лицом и целым ящиком инструментов с циферблатами и проволоками. Он улыбнулся Марджи и дал ей яблоко, а затем разобрал учителя на части. Марджи надеялась, что он не сумеет собрать его снова, но он сумел, и через час или около этого учитель был готов, огромный, и черный, и гадкий, с большим экраном, на котором он показывал все уроки и задавал вопросы. Экран был еще ничего. Больше всего Марджи ненавидела щель, куда ей приходилось всовывать домашние задания и контрольные работы. Она должна была писать их перфораторным кодом, которому ее научили, еще когда ей было шесть лет, и механический учитель в один миг высчитывал отметки.

   Закончив работу, Инспектор улыбнулся и погладил Марджи по голове. Он сказал маме: «Девочка здесь ни при чем, миссис Джонс. Видимо, сектор географии был несколько ускорен. Иногда это бывает. Я замедлил его до нормального десятилетнего уровня. А общий показатель ее успехов вполне удовлетворительный». И он снова погладил Марджи по голове.

   Марджи была разочарована. Она надеялась, что учителя заберут совсем. Учителя Томми однажды забрали почти на целый месяц, потому что в нем полностью выключился сектор истории.

   Вот почему она сказала Томми:

   — С какой стати кто-нибудь станет писать о школе?

   Томми с видом превосходства взглянул на нее.

   — Потому что это не такая школа, как у нас, дурочка. Это старая школа, какая была сотни и сотни лет назад.

   Марджи почувствовала себя задетой.

   — Откуда мне знать, какие у них там были школы?..

   Некоторое время она читала через его плечо, затем сказала:

   — Ага, учитель у них был!

   — Конечно, был. Только это был не настоящий учитель. Это был человек.

   — Человек? Как же человек может быть учителем?

   — А что тут такого? Он просто рассказывал ребятам и девчонкам, давал им домашние задания, спрашивал.

   — Человек бы с этим не справился.

   — Еще как бы справился. Мой отец знает не меньше, чем учитель.

   — Не может этого быть. Человек не может знать столько, сколько учитель.

   — Спорим на что хочешь, он знает почти столько же.

   Марджи не была подготовлена к пререканиям на эту тему.

   — А мне бы не хотелось, чтобы у нас в доме жил чужой человек, заявила она.

   Томми покатился со смеху.

   — Ты же ничего не знаешь, Марджи! Учителя не жили в доме у ребят. У них было специальное здание, и все ребята ходили туда.

   — И все ребята учили одно и то же?

   — Конечно, если они были одних лет.

   — А мама говорит, что учитель должен быть настроен на ум каждого мальчика или девочки и что каждого ребенка нужно учить отдельно.

   — Значит, в те времена так не делалось. И если тебе это не нравится, можешь не читать.

   — Я не говорю, что мне не нравится, — поспешно сказала Марджи. Ей хотелось почитать об этих странных школах.

   Они не дочитали и до половины, когда мама Марджи позвала:

   — Марджи! Школа!

   Марджи оглянулась.

   — Еще немножко, мамочка.

   — Немедленно, — сказала миссис Джонс. — Томми, вероятно, тоже уже пора.

   Марджи сказала, обращаясь к Томми:

   — Можно, после школы я еще немножко почитаю с тобой?

   — Там видно будет, — безразлично сказал Томми и ушел, посвистывая, с пыльной старой книгой под мышкой.

   Марджи отправилась в школьную комнату. Школьная комната была рядом со спальней, и механический учитель уже стоял на готове и ждал Марджи. Он всегда стоял наготове в одно и то же время каждый день, кроме субботы и воскресенья, потому что мама говорила, будто маленькие девочки учатся лучше, если занимаются регулярно.

   Экран светился, и на нем появились слова: «Сегодня по арифметике мы будем проходить сложение правильных дробей. Пожалуйста, опусти в щель вчерашнее домашнее задание».

   Марджи со вздохом повиновалась. Она думала о старых школах, которые были в те времена, когда дедушкин дедушка был маленьким мальчиком. Все дети со всей округи кричали и смеялись на школьном дворе, вместе сидели в классах, а в конце дня вместе отправлялись домой. Они все учили одно и то же и могли помогать друг другу делать домашние задания и говорить о них.

   И учителя были людьми…

   Механический учитель писал на экране: «Когда мы складываем дроби 1/2 и 1/4…»

   Марджи думала о том, как, должно быть, дети любили тогда школу. Она думала о том, как им было весело.

OCR — Антон А. Лапудев

Вы всегда можете купить элитный алкоголь в нашем интернет магазине спиртных напитков.



Похожие публикации -
  • Биография Брайана Селзника (Brian Selznick)
  • Безвыходных ситуаций не бывает
  • ИНТЕРВЬЮ, ВЗЯТОЕ ПРИ СТРАННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
  • ХРОМАЯ УДАЧА
  • ВСТРЕЧА. ХХII ВЕК.
  • Оставить комментарий