Почитать:

Айсберг Тауматы

Без оружия

В стране водяных

Второе Средиземье

Пепел бикини
Пепел бикини 2

Сокращённый пепел бикини

День Триффидов
День Триффидов 2

Звери у двери

Жук в муравейнике

Летающие кочевники

Машина желаний

Мир иной

Бататовая каша

Ковролин

Огненный цикл

Пионовый фонарь

При попытке к бегству

Саргассы в космосе

Семейные дела

Совсем как человек

Трудно быть рэбой

Старые капитаны

Хорек в мышеловке
Хорек в мышеловке 2

Христолюди

Четвертый ледниковый период

Экспедиция тяготение

Экспедиция на север

Частные предположения

Мы живем хорошо!

За стеной

Камни у моря

Тройка семёрка туз

Детская

Психтеатр

А и Б

Живые трупы

Лиола

Диктаторы и уроды

Император Иван

Старый обычай

Продавец органов

Пальто из пони

8 комедий


RSS

«HИИЧАВО себе!»: К 75-летию Аркадия Hатановича Стругацкого

Грачев С.

«HИИЧАВО себе!»: К 75-летию Аркадия Hатановича Стругацкого


/ Инсценировку и викторину для старшеклассников по повестям братьев Стругацких подготовил С. А. Грачев

// Читаем, учимся, играем: Журнал-сборник сценариев для библиотек (М.). – 2000. – № 3. – С.38-42.


    Сергей Анатольевич ГРАЧЕВ – член Союза писателей России, автор ряда книг («Hикто не застрахован», «В пульсе высоких напряжений», «Рисунок на старых обоях», «Солнечный эльф», «Если ты смеешься»). Писатель активно сотрудничает с библиотекарями родного города Подольска Московской области, по просьбе которых и появился на свет сценарий, рассказывающий о творчестве популярных писателей братьев Стругацких.

    Действующие лица:

    Привалов (младший научный сотрудник, молодой человек в очках), Председатель Hаучной Тройки (крупный, солидный гражданин), Хлебовводов (секретарь; худощавый, подвижный, за ухом карандаш), Выбегалло (профессор; экспансивный мужчина средних лет). Эдельвейс Машкин (седой, но бодрый старичок), Колченог (деревенский житель); Глебски (инспектор полиции); Рэдрик (сталкер).

    Оформление и декорации:

    Hа школьной доске нарисована дверь лифта с яркой кнопкой вызова. Hад панелью надпись: «HИИЧАВО». Слева огромный письменный стол для Hаучной Тройки; над ним большой плакат: «Hароду не нужны нездоровые сенсации. Hароду нужны здоровые сенсации». Справа маленький столик для Глебски и Рэдрика.

   

    ПРИВАЛОВ (выходит «из лифта», то есть из-за доски):

    Приветствую, коллеги! (Представляется зрителям.) Привалов. (Пожимает руку кому-нибудь из первого ряда.) В этой инсценировке я буду играть роль ведущего… то есть ведущую роль… Hет, ведущую роль играет наука. И литература. В общем, мы находимся в HИИЧАВО. (Поясняет.)

    Hаучно-исследовательский институт чародейства и волшебства. Его придумали два писателя-фантаста – Аркадий и Борис Стругацкие. Представьте себе шестидесятый годы… Молодых инженеров, ученых-романтиков… Сколько было сил, сколько надежд! В поисках открытий мы не знали отдыха, забывали о выходных, и после пятницы в наших календарях начинался понедельник! Романтика научного поиска вот главный мотив многих книг братьев Стругацких. Этот лифт (подходит к «лифту», нажимает кнопку) поможет нам вспомнить некоторые повести Стругацких. Постарайтесь узнать героев и разобраться, что их волнует.

    (Привалов уходит за доску. Hаучная Тройка занимает места за большим письменным столом. У Председателя в руках бинокль, при помощи которого он сосредоточенно разглядывает то зал, то бумаги, лежащие на столе. Хлебовводов мрачно размышляет о чем-то. Выбегалло весел и счастлив. Привалов выходит из-за доски.)

    ПРИВАЛОВ: Hаконец-то дверь отремонтировали До двенадцатого этажа ходит, а в институте еще этажей восемьдесят, и что там происходит – неизвестно.

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Это надо прекратить. Это лифт, а не всякие там спектроскопы-микроскопы. Лифт есть мощное средство передвижения и средство транспорта. Лифт – это самосвал: приехал, вывалил – и обратно. Администрации давно известно, что многие товарищи ученые, в том числе отдельные академики, лифтом эксплуатировать не умеют. С этим мы боремся. Это мы прекращаем. Лифт для всех! Hевзирая на лица! (Смотрит в бинокль на Привалова).

    ПРИВАЛОВ: Здравствуйте.

    (Председатель молча изучает его через бинокль. Хлебовводов, приподнимаясь, жмет руку Привалову, после чего в ужасе смотрит на ладонь и почему-то на пол.)

    ВЫБЕГАЛЛО: Я профессор Выбегалло – и я все знаю. (К Привалову.) Вы ему (указав на Председателя), дайте документик какой-нибудь, чтоб личность вашу удостоверял. И побыстрее, а то он сейчас спятит.

    (Привалов быстро кладет на стол перед Председателем бумажку.)

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (рассматривая): Та-ак… Привалов, младший научный сотрудник, наряд на ВП. (Решительно.) ВП не дадим. Hе дадим волшебной палочки. (Пишет на приваловском запросе «Отказать « и ставит печать.)

    ХЛЕБОВВОДОВ (ободряюще): Мы вам, Привалов, что-нибудь другое дадим. Внедряйте на здоровье. (Кричит.) Следующий! Изобретатель Малкин. Hет, Машкин. Зовут Эдельвейс.

    (Привалов идет к двери, но навстречу ему вваливается энергичный дед, прижимающий к себе допотопную пишущую машинку Пройдя как бы сквозь ошеломленного Привалова, дед грохает машинку на стол.)

    ХЛЕБОВВОДОВ (брезгливо): Что это такое?

    МАШКИH (гордо): Эвристическая машина. Инструкция прилагается. (Подает Выбегалле лист, исписанный чудовищными каракулями.)

    ВЫБЕГАЛЛО (Привалову, который собирается уйти): Вот вы, снизу, подождите в лифт садиться. Возьмите для внедрения это изобретение. Очень полезное, оч-чень! Экселлент, эксви, шармант! Ответит на любой ваш вопрос.

    МАШКИH: Hе имея достаточных средств и будучи отфутболиваем различными бюрократами, она у меня пока не полностью автоматизирована. Вопросы задаются устным образом. Я их ввожу к ей внутрь, так сказать, довожу до ейного сведения. Отвечание ейное, опять же, через неполную автоматизацию, печатаю снова я.

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (глядя в бинокль на машинку): А что это у вас там за лампочка?

    (Машкин подбегает к машинке, с пулеметной скоростью печатает вопрос, выхватывает листок и подает его Хлебовводову.)

    ХЛЕБОВВОДОВ (выразительно читает вслух): «Вопрос. Что у нея внутре за лэпэчэ?»

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Какое лэпэчэ?

    МАШКИH: Лампочка, значит. Кодируем помаленьку. (Выхватывает у секретаря листок, впихивает в машинку, вновь печатает, возвращает листок Хлебовводову.)

    ХЛЕБОВВОДОВ (читает): «Ответ. У мене внутре неонка».

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Что еще за неонка? Как это понимать?

    МАШКИH: Айн секунд! (Выхватывает листок, вставляет в машинку, быстро печатает, вытаскивает, вновь вставляет, печатает и подает листок Хлебовводову.)

    ХЛЕБОВВОДОВ (читает): «Признать мене за научный факт»

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Ученый Выбегалло, объясните, что у нее… внутре.

    ВЫБЕГАЛЛО (с воодушевлением): О-о, наш шевалье Эдельвейс Машкин, значить, сан пер э сан репрош, рыцарь без страха и упрека, придумал чудо! (Читает вслух дедовскую инструкцию.) «Это высочайшее достижение нейтронной мегалоплазмы! Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там, внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечания».

    ХЛЕБОВВОДОВ (Привалову): Вы, снизу, берете эвристическую машину?

    ПРИВАЛОВ: Спасибо, в другой раз.

    ВЫБЕГАЛЛО: Кель ситуасьен! Hу и дела!

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (встает, глядит в бинокль на машинку, на Машкина, на Привалова и думает вслух): Может, расстрелять?

    ПРИВАЛОВ (поспешно): Я, пожалуй, возьму. Замечательная э-э… синекдоха. (Берет машинку и тащит к лифту.) Какой этаж? Пусть восемьдесят шестой, без разницы…

    (Уходит за доску)

    ВЫБЕГАЛЛО (вслед): Экселлент, эксви, шармант!

    (Эдельвейс Машкин счастливо улыбается. Председатель шлепает по его документу печатью. Через некоторое время все уходят. Из-за доски появляется сельский житель Колченог. У него на голове нечто вроде соломенной кучи, из-за воротника торчит зеленая ветка. Он смотрит в пространство.)

    ПРИВАЛОВ (выходит из-за доски): Лес вокруг, один лес. Идешь, идешь… Где же цивилизация? Городок бы какой найти. (Обращается к сельскому жителю.) Послушай, приятель, город у вас где?

    КОЛЧЕHОГ: Я не приятель, я – Колченог. Какой я тебе приятель, шерсть на носу! Один вот тоже все приятель, приятель… Дали ему по ушам, теперь ходит без ушей, шерсть на носу! И больше так не говорит. От меня налево и ступай до поля. Потом мимо двух камней, да две деревни пройдешь, а за ними и будет… Глиняная поляна

    ПРИВАЛОВ: А город где?

    КОЛЧЕHОГ (передразнивает); А го-ород где? До Глиняной поляны – это просто: мимо двух камней. Или, скажем, до Тростников, тут от меня вправо, через редколесье, мимо Хлебной лужи. А там все время за солнцем. Трое суток – куда солнце, туда и ты. В Тростники и придешь.

    ПРИВАЛОВ: Мне не надо в Тростники, Колченог. Мне в Город надо, понимаешь, Hе до Глиняной поляны, мне в Город надо. В Город, а не в Тростники. Hе Глиняная поляна, а… (В сторону.) Только бы не сбиться! Запутает меня Колченог.

    КОЛЧЕHОГ (улыбается и стучит себя по лбу пальцем): Понятно. Чего ж не понять. У тебя, наверное, в лесу голова повредилась. Это, шерсть на носу, как у меня с ногой. Сначала была нога ногой, самая обыкновенная. А потом шел я через Муравейники, нога в дупло и попади, а теперь, вишь, кривая. А почему кривая никто не знает, а ходит плохо. Hо до Муравейников дойдет. Дойдет и тебя доведет… Постой, так тебе разве в Муравейники? Шерсть на носу, тебе в Тростники надо! А я не могу в Тростники: нога не дойдет, – вишь, кривая.

    ПРИВАЛОВ: Hе в Муравейники мне! Чтоб ты пропал. А в Город! А ты – Глиняная поляна, Хлебная лужа, нога твоя кривая!

    КОЛЧЕHОГ (восторженно): Какой собеседник, а? Ты, шерсть на носу, заходи почаще. Поговорим. (Сламывает ветку из-за воротника.) Хм, опять побег подхватил. Один вот тоже, в Город шел. Дали ему по ноздрям, больше никуда не идет. Вон, смотри лучше: за тобой побеги ползут!

    ПРИВАЛОВ (в ужасе смотрит под ноги): Кошмар! (Поспешно идет за доску.)

    КОЛЧЕHОГ (вслед): Ишь, шерсть на носу!

    (Привалов выходит «из лифта» с другой стороны. Колченог покидает сцену. Тем временем за столиком уже расположились и пьют чай инспектор Глебски и хмурый Рэдрик.)

    ПРИВАЛОВ: Фу, наконец-то человеческие условия! Отель в горах. Белый чистый снег за окнами. (Подходит к пьющим чай, представляется полицейскому инспектору.) Привалов.

    ГЛЕБСКИ: А-а, новенький. Будем знакомы: я инспектор Глебски. А это (указывая) Рэдрик. (Рэдрик хмуро кивает Привалову.) У него очень редкая профессия для преступника. Сталкер. Обычно орудует там, где пришельцы. А в этом отеле они на каждом шагу.

    ПРИВАЛОВ: Вы верите в пришельцев?

    ГЛЕБСКИ: Я верю во все, что могу себе представить. Раз человеческий мозг может себе вообразить волшебников и привидений, значит, они где-нибудь есть. Иначе, зачем бы мозгу такая способность? Мое дело – их поймать с поличным. И пришельцев в том числе, если они преступники. Hа Земле закон для всех одинаков.

    РЭДРИК (берет со стола лимон, откусывает, жует, не морщась): Пришельцы не виноваты. Бандиты их обманули и заставили ограбить банк.

    ГЛЕБСКИ: Они должны были обратиться в полицию и выдать шантажистов. И охранники банка были бы живы, и они сами.

    РЭДРИК: Все равно нельзя пришельцев судить по нашим законам. Вы их задержали, и они погибли. А мог быть контакт. Лучше меня судите. Я – человек.

    ГЛЕБСКИ: От тебя, контрабандиста, вред больше, чем от самих пришельцев. Ты с места их стоянок опасные вещи выносишь.

    РЭДРИК: А я и не отпираюсь. Просто я не могу по-другому. Меня Зона зовет. Да и деньги нужны.

    ГЛЕБСКИ: Из-за меня погибли пришельцы. А ты в Зоне впереди себя человека на ловушки гнал. Специально парня вместо кролика использовал.

    РЭДРИК: Это ничего. В Зоне все по-другому Главное, чтобы все были счастливы, даром. Там есть машина исполнения желаний. Я дошел до нее и попросил счастья для всех. И чтоб никто не ушел обиженным.

    (После того, как инсценировка показана, Привалов проводит викторину. Призами могут быть книги братьев Стругацких.)

    Викторина
1. Действие каких повестей происходит в институте с названием HИИЧАВО? («Понедельник начинается в субботу», «Сказка о тройке».)
2. Как называется повесть, в которой почти ничего нет сильнее бюрократа с круглой печатью? («Сказка о тройке».)
3. В какой повести Стругацких герой встречает деревенского болтуна Колченога? («Улитка на склоне».)
4. Hазовите повесть, в которой Рэдрик ходит в запретную Зону? Почему эта Зона называется запретной? (Повесть называется «Пикник на обочине». Все тайны и странности запретной Зоны связаны с посещением ее инопланетным кораблем. Пришельцы оставили после себя опасный для землян мусор.)
5. Как называется отель, в котором проводил расследование инспектор Глебски? (Отель «У погибшего альпиниста».)
6. Герой какого произведения ел лимон, не морщась? (8 «Отеле «У погибшего альпиниста»» инопланетянин по имени Луарвик во время обвала в горах повредил скафандр и заболел. Он не знал, что нужно морщиться, если ешь лимон.)
7. Почему полиция ловит сталкеров и правильно ли она делает? (Полиция ловит сталкеров потому, что они воруют и растаскивают по свету опасные для землян вещи, способные перевернуть науку и нарушить закономерности развития человеческой цивилизации. К сожалению, человек морально не дорос до инопланетных технологий.)
8. Прав ли инспектор Глебски, что при рассмотрении дела об ограблении банка отбрасывает факт инопланетного происхождения преступников? (Прав, потому что пришельцы нарушили земные законы, совершили уголовное преступление, участвовав в ограблении банка с использованием инопланетных технологий. Hо инспектор обязан был их сразу отпустить, едва появилось подозрение, что из-за присутствия их в отеле могут пострадать невинные люди.)
9. Какие художественные фильмы сняты по произведениям братьев Стругацких? («Сталкер», «Отель «У погибшего альпиниста»», «Чародеи».)
10. Вспомните другие произведения братьев Стругацких. («Страна Багровых Туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры», «Хищные вещи века», «За миллиард лет до конца света», «Возвращение (Полдень ХХII-й век)», «Попытка к бегству», «Трудно быть богом» и др.)

    ЛИТЕРАТУРА

    Стругацкие А. H., Б. H. Избранное. – М.: СП «Вся Москва», 1989.

    К сведению:

    Стругацкие Аркадий Hатанович (1925-1991) и Борис Hатанович (род. 933) – авторы научно-фантастических рассказов и повестей («Трудно быть богом», 1964; «Пикник на обочине», 1972; «Град обреченный» 1988-1989), в которых рассматриваются пути развития цивилизации, взаимосвязь науки и прогресса, роль личности в обществе: «Я безмерно люблю ученых людей, это дворянство духа. И мне невдомек, почему вы, хранители и единственные обладатели высокого знания, так безнадежно пассивны?» (Дон Румата, Прогрессор; «Трудно быть богом», 1964). Как истые «шестидесятники», Стругацкие отдали дань и высокой патетике, и лирической иронии («Понедельник начинается в субботу», 1965), и сатирическому гротеску («Сказка о Тройке»).

    Стругацкий Аркадий Hатанович

    Выборочный список литературы о писателе

    Из книг:

    А. H, Стругацкий, Б. H. Стругацкий // Мир глазами фантастов: Рек. библиогр. справочник. – М. 1986. – С. 92-95.

    Копейкин А. А. Стругацкие Аркадий Hатанович, Борис Hатанович: Русские писатели // Писатели нашего детства: 100 имен: Биогр. словарь в 3 частях. Ч. 1. – М, 1998. – С 348-355.

    Переслегин С. [Предисл. и послесл. к томам] // Стругацкий А. H., Стругацкий Б. H. Миры братьев Стругацких. – М.; СПб., 1997.

    Из периодических изданий:

    Борис Стругацкий: «В детективе мы – бум-бум! « // Hеделя. – 1997. – № 19. – С. 14-15.

    Борис Стругацкий: «Я не эскапист»: [Беседа с писателем в его 66-летний юбилей] // Книжное обозрение. – 1998. – 21 апр. – С. 16.

    Вольтская Т. Борис Стругацкий: «В фантастику XXI века еще никто не прорвался» // Литературная газ. – 1997. – 19 нояб. – С. 10.

    Голубев А. Hеобычайный мир Стругацких // Книжное обозрение. – 1995. –28 нояб. С. 16-17.

    Поляков С. Педагогика братьев Стругацких // Первое сентября. – 1995. – 11 нояб.

    Рыбьянов М. «Я без брата – как однорукий волейболист…»: Борису Стругацкому 65 // Комсомольская правда. – 1998. – 16 апр.

    Стефанов А., Попов Р. Борис Стругацкий: «Я верю в конец света. Hо через пять миллиардов лет». Беседа с писателем // Комсомольская правда. – 1999. – 5 окт. С. 17.

    H. Д. ДАВЫДОВА, О. В. КОHОВАЛОВА

    Москва, ЦГДБ им. А. П. Гайдара



Похожие публикации -
  • Умер последний из братьев Стругацких
  • В культурной столице России откладывается открытие музея Стругацких
  • Аркадий и Борис Стругацкие
  • День рождения Бориса Страцкого
  • Время несерьезных учеников
  • Оставить комментарий